Главная Новости

Использование основных эстетических принципов при художественном решении сада [1989

Опубликовано: 03.09.2018

Художественное решение сада подобно творчеству живописца, который с помощью различных средств переносит свое видение на полотно. Сам сад с того места, откуда мы смотрим на него, представляется сочетанием линий и цветовых пятен. Поэтому подбором соответствующих посадок, продуманной планировкой территории сада можно усилить создаваемое впечатление.

Роль линии в композиции

Садовая композиция, как и картина, созданная художником, должна быть зрительно уравновешена. Поэтому если на левой стороне сада, как на картине, есть определенное количество линий, то такое же число линий должно быть и на правой стороне. Но для уравновешивания используются не только линии, но и различные пространственные объекты.

В тех местах, где сходится большинство линий, образуются так называемые центры особого внимания. Эти места требуют самой тщательной обработки для достижения наибольшей выразительности, как, например, высадки различных декоративных растений, размещения там соответствующих скульптурных произведений и т. п. К ним ведут не только линии тропинок и дорожек, но и линии краев газона, контуры посадок.

Доминанта в садовой композиции

Наиболее выразительная деталь садовой композиции, привлекающая наше внимание, называется доминантой. Например, при взгляде с улицы — это дом. При взгляде от дома такой доминантой может быть беседка, пергола, водоем, мостик через ручей и т. д. Доминантой сада может быть и объект, находящийся за пределами его территории, например, водонапорная башня, эффектная группа деревьев или кустов в поле и т. д. В небольшом саду доминантную роль может выполнять причудливое дерево или кустарник необычной формы, цвета или расположения. Доминантой может быть розарий или цветник. Следует иметь в виду, что доминанта должна быть соизмерима с данной композицией.

Сад в холмистой местности, расположенный ниже уровня дома. Жилая площадь дома расширена за счет большой мощеной террасы, откуда открывается вид на сад. Здесь на переднем плане находится красивая, в форме эллипса лужайка, окантованная цветочными посадками — многолетниками, летниками, двулетниками, луковичными и клубневыми растениями, которые выделяются на фоне темных хвойных деревьев и кустарников. Через газон проложена тропинка, ведущая к беседке. В самой низкой части сада — травянистое пространство для отдыха, обрамленное соседними посадками

Для достижения наибольшего эффекта от выбранной доминанты в композиции сада следует избегать всего, что могло бы конкурировать с ней, быть столь же интересным или выразительным. Самым эффектным приемом оформления доминанты является создание фона по обе стороны от нее, что прямо вынуждает нас сосредоточить свое внимание именно на ней. Следует иметь в виду, что доминанта должна быть соответствующим образом освещена.

В композициях более сложного состава имеются доминанты подчиненного значения, подчеркивающие и углубляющие основной образ и замысел и усиливающие общее впечатление от сада.

Нежелательные доминанты — дымоходы, столбы, внешне неприглядные постройки — следует в общей композиции сада подавлять.

Порядок в композиционном построении сада

Элементом, определяющим композицию сада, является определенный порядок. Самая простая его форма — это повтор. Повторяться в композиции могут цвет, форма, тень, одинаковые растения, камни, газоны и т. д. Однако слишком частое повторение вредит композиционному решению сада, поскольку большое количество повторяемых элементов создает впечатление однообразия.

Повторяемостью использования в саду тех же типов деревьев, что растут в прилегающих окрестностях, можно достигнуть желаемой связи сада с соседними участками.

Другой формой определенного порядка является установление последовательности. По сути дела это тот же повтор, при котором, однако, меняются некоторые стороны повторяемого элемента, например, цвет, форма, размер, интервал между элементами и т. д.

Очень часто корректирующей формой выступает равновесие, при котором левая и правая стороны картины, создаваемой садом, должны будить в зрителе одинаковый интерес.

Иллюзии в садовой композиции

Несмотря на то, что основным принципом художественного решения садовой композиции является всегда реальность, т. е. реалистическое наглядное изображение, во многих случаях трудно избежать определенных иллюзорных представлений, которые также могут быть использованы в целях усиления общего впечатления от садовой композиции.

Типичным примером позитивного использования иллюзий в саду может быть способ решения конца сада. Иногда забор можно так удачно закамуфлировать посадкой определенных деревьев и кустарников, что создается ощущение неогороженной территории. В других случаях забор может быть замаскирован земляным валом, заросшим травой, в результате чего кажется, что сад без каких-либо преград сливается с окружающей местностью. При этом создается впечатление огромного сада, уходящего в окружающий простор.

Гармония и контраст в композиционном решении сада

Гармония и контраст представляют собой два важнейших эстетических принципа, которые используются при композиционном решении сада либо сами по себе, либо во взаимном сочетании. Гармоничными или контрастными могут быть сочетания красок, света и тени, образов и линий.

Гармоничный образ чаще всего достигается объединением аналогичных элементов — красок или форм. Например, гармоничный образ можно создать различными оттенками зеленого цвета, повторением разновеликих, но одинаковых по форме растений. Гармония, по сути дела, является повторением, но не полным, а с небольшими изменениями.

Гармоничный образ может возникать и при изменении комбинации совершенно одинаковых элементов, например, путем использования одного и того же вида растений. В одной части сада эти растения могут быть сосредоточены в густую компактную поросль, а в другой — расположены поодаль друг от друга. Гармоничная композиция производит успокаивающее впечатление, поскольку в ней нет резких перемен, контрастов и напряжения.

Контраст — это резко выраженная противоположность, внезапное отклонение от принятого порядка. Контраст может быть достигнут композиционным объединением разного рода характерных черт, противоположных друг другу: размеров, форм, цвета, структуры, света и тени, расположения линий. Контраст — одно из самых выразительных средств, вносящих в композицию оживление, оригинальность, наглядность и ясность. Поэтому в садовых композициях теневые участки следует чередовать с освещенными, на фоне темных зарослей размещать светлые скульптуры и т. д. По всему пространству сада можно сочетать контрастность движения и покоя, выделяющуюся при подробном рассмотрении.

Неправильное использование контраста и злоупотребление им создают ощущение смятения, раздробленности и неправдивости композиции.

При выборе принципа гармонии и контраста в садовом пространстве всегда следует определить степень их допустимости. Излишняя гармонизация может вызвать ощущение однообразия, а злоупотребление контрастом — чувство беспокойства и сумбура.

Свет и тень в садовой композиции

Чередование света и тени в композиции сада столь же важно, как и правильное чередование форм и красок. Самый светлый фон — небосвод, темнее — газоны, еще темнее — лиственные деревья. Самый темный фон создают хвойные деревья, темнее всех вечнозеленый тисе. Встречаются и такие разновидности деревьев, как серебристые (лох серебристый, облепиха, ель синяя и др.), которые своей светлой окраской приближаются к окраске водной глади.

Различные оттенки кроны деревьев используются в композиции сада для увеличения выразительности отдельных его частей. Темные и затененные места подчеркиваются посадкой хвойных пород, светлые — светло-лиственных деревьев. На солнечных полянах лучше всего смотрятся яркие краски цветков, затененные участки лучше использовать как места для отдыха.

Свет и тень — понятия переменные, поскольку в течение дня свет солнца перемещается по всему саду. Это нужнопомнить, выбирая место для отдыха и материал для посадок.

Красочность композиции

Цвет углубляет впечатление, производимое композицией, вызывая у человека определенные ощущения и настроение. Художественное воздействие цветовых эффектов основывается либо на одинаковости красок, либо на их разнообразии, т. е. на сочетании разных цветов.

Одинаковость красок особенно хорошо воспринимается в садовых композициях, решенных в сравнительно правильных формах, особенно в виде орнамента. Это — обширные газоны, зеркало водной глади, ковры одинаковых цветов. Свободным же, природным композициям этот тип эстетического воздействия в большинстве своем почти чужд.

Более часто в садовой композиции встречается использование не одного какого-то цвета и его оттенков, а красочная комбинация. Однако комбинация в садовой композиции не может носить случайный характер. Хотя какого-либо универсального «рецепта» сочетания цветов не существует, имеется несколько принципов, которых следует придерживаться.

На так называемом цветовом круге Освальда может быть показана традиционная схема рекомендуемого сочетания цветов. Три сектора круга закрашены основными цветами — красным, желтым и синим. Смешение двух соседних цветов дает оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Рекомендуемое сочетание их находят по этому кругу друг против друга: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый.

Комбинация таких цветов вызывает у нас приятное ощущение. Однако и другое сочетание красок может в определенных ситуациях создавать эффектную цветовую комбинацию.

Другой фактор, который нужно учитывать при выборе цветовых комбинаций — яркость красок. Яркими красками считаются все так называемые «теплые» тона — красный, оранжевый и желтый. Их противоположностью являются «холодные» тона — синий, зеленый и фиолетовый. Комбинация чрезмерно ярких красок может быть иногда и крикливой, хотя сочетание их рекомендуется.

Для создания между двумя красками гармоничного сочетания необходимо определенное отступление, т. е. территориальный интервал. Например, редко посаженные высокие желтые цветы на темном фоне хвойных пород создают гармоничный контрастирующий образ, хотя желтизна в малых цветовых пятнах утрачивает свою яркость.

При практическом цветовом решении садовых композиций могут быть использованы сочетания не только двух, но и более красок. Здесь может, правда, возникнуть опасность дисгармонии, особенно, если наряду с двумя подходящими друг к другу цветами будет использован третий, который к ним не подходит.

rss